На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Четыре вкуса

309 461 подписчик

Свежие комментарии

  • Елизавета Иванова
    Там не было ни баклажан,ни помидор, был чудесный соус, рецепт которого держался в секрете, у меня там работала знаком...Баранина с клецка...
  • Елизавета Иванова
    Рецепт не имеет ничего общего с горшочками из "Шайбы"Баранина с клецка...
  • Елена Шамрина
    Непонятно сколько минут варить пельмени с медвежатиной ?Пельмени "АЙГЫМ" ...

Свекольник по-сектантски

Модернизированный для современного читателя рецепт свекольника, которым граф Толстой потчевал крестьян в собственных столовых.

Лев Николаевич Толстой, переживший «арзамасский ужас» и принявшийся за устройство крестьянского быта на новых, лучших началах, открывал для подведомственных ему землеробов столовые. Беднейшие слои крестьянства чинно (по свидетельству Софьи Андреевны) восседали на длинных лавках, поставленных вдоль столов, — в столовой помещалось до 46 человек. Наряду с ржаным хлебом, овсяным киселем и пшенной кашей деревенской бедноте давали свекольник. Судя по письму с рекомендациями, которое направил Толстой одному из лидеров баптистской земледельческой общины В.В. Иванову, свекольник заливался квасом — существенное отличие от принятого ныне рецепта, в котором свекла заливается собственным отваром, маринадом или, на худой конец, кефиром. Как свидетельствовал Толстой, крестьянские дети свекольник любили. Любил его и сам великий писатель.

Разумеется, обращаться за кулинарными наставлениями к позднему Толстому — дело гиблое. Однако во времена бездуховного умертвления плоти во имя ее же оздоровления толстовский свекольник может, пусть и раз в год, напомнить о необходимости строить новый быт на разумных началах и, чем черт не шутит, о единстве духовной жизни.

Судя по сохранившемуся перечню продуктов, которые использовались в толстовских столовых, свекольник состоял в лучшем случае из трех элементов: свеклы, кваса и картошки. Добавлялись к кушанью соль и один кусок ржаного хлеба. Желая адаптировать рецепт для современного изнеженного читателя, только встающего на путь толстовства, мы посчитали возможным добавить несколько ингредиентов, призванных развлечь неподготовленного едока. Никакого мяса, разумеется, в толстовском свекольнике быть не может.

Сырую свеклу (500 г) нарезать мелкими кубиками, варить на медленном огне.

Желая опроститься, стать ближе к народу с тем, чтобы и себя, и народ наставить на путь духовной жизни, последователи Толстого отправлялись в деревню. Газеты и помянутые уже столовые для бедных служили пропаганде нового быта среди крестьян. Особо рьяные последователи великого русского писателя желали личным примером растолковать народу, как следует выстраивать новую жизнь. Начиная с 1880-х годов в России и не только появляются толстовские колонии, где пахали землю баре наравне с мужиками — конгломератом земледельческих общин виделось толстовцам общество будущего. Порывая с прежней культурой угнетения, простейшими культурами засеивали поля и огороды: брюква, морковка, лук и свекла для свекольника, благословленная самим Толстым в его бедняцких столовых.

Первые опыты земледельческих общин едва ли можно было назвать удачными — характерна судьба колонии, просуществовавшей шесть лет в 1880-е годы на берегах Днепра. Два брата, образованных и состоятельных, долгое время проживших за границей, выкупили участок земли и принялись вести трудовую жизнь. Товарищи-толстовцы попрекали братьев: их колония носила характер игры — недостаток веры не позволил им избавиться от состояния, а имея в запасе миллионы рублей, они вполне довольствовались убыточным хозяйством. Работали больше языком, чем руками, обсуждая евангельские принципы и непротивление злу насилием. Эта-то последняя тема и привела земледельцев к кризису — взятый на воспитание крестьянский мальчик Петька 13 лет без разрешения надел барский зипун, а на просьбу отдать сослался на недопустимость насилия. Судьба зипуна осталась неизвестной, однако энтузиазма у колонистов поубавилось, и вскоре колония перестала существовать.

Расцвет толстовского земледелия пришелся на период послереволюционный. Состояния, помешавшие братьям в полной мере отдаться новым началам, ушли сами собой, а новая власть поощряла тех, у кого не складывались отношения со старой. Издавалась газета «Сектант-коммунист», а при Наркомате земледелия был учрежден Оргкомсект, ведавший наделением сектантов землей — лидером «советского» сектантства стал видный соратник Толстого Чертков. Сотни толстовцев отправлялись кто в Сибирь, кто в Краснодарский край с тем, чтобы экспериментировать на поле устройства новой жизни — задача и у большевиков, и у сектантов общая. Опыты принимали порой характер довольно экзотический — так, Яков Драгуновский, инвалид войны с единственной рабочей ногой, придумал, что пахать на лошадях — значит угнетать животных, и принялся за ручное земледелие. Коммуны оказались достаточно живучи — последняя из них, сибирская «Жизнь и труд», была разгромлена лишь в 1935 году. До этого на территории общины действовала одна из последних негосударственных школ, сектанты вели духовные беседы и пели гимны, оставаясь своего рода островком несоветской жизни в советской стране.

300 г картошки сварить в мундире. Сваренную картошку нарезать мелкими кубиками и дать остыть.

Едва ли не с самого начала существования толстовства последователи учения квалифицировались как сектанты и против такого положения дел не возражали. Толстой вел переписку со скопцами и баптистами, полагая религиозных диссидентов благоприятной почвой для новых идей. Раскольники всех мастей приходили в Ясную Поляну за советом и наставлением. В то же время, однако, толстовцы не были похожи на собственно русские, автохтонные секты, обнаруживая большее сходство с разного рода протестантскими движениями, столь популярными в России в конце XIX века. В толстовцах, желавших обрести царство Божие на земле и не надеющихся на вмешательство небесных сил, едва ли можно было найти мистический хлыстовской угар или бегунский эсхатологический пафос. Еще один аргумент в пользу отхода толстовцев от крестьянского сектантства — увлечение картошкой.

Не так было в пору расцвета русского мистического сектантства. История о неприятии картошки известна русскому обывателю даже и не со школьной скамьи — все слышали и про отравления, и про бунты, и про Петра-антихриста, навязывавшего русскому мужику несвойственный ему корнеплод. С насаждением картофеля в Екатерининскую эпоху, по мнению историка А.А. Панченко, связан один из самых экзотических эпизодов в истории русского религиозного инакомыслия — появление скопчества. В конце 60-х — начале 70-х годов несколько сотен крестьян-однодворцев оскопили себя, поддавшись проповеди беглого солдата Андрея Блохина. Что заставило пейзан это сделать — неясно, однако, согласно одной из версий, кастрация стала своеобразной реакцией на внедрение в крестьянский обиход картошки. Об этом свидетельствует, в частности, бытовавшая в ту пору сказка о мужике, которому бес предложил посеять бесовские ягоды в своем огороде и, когда взрастут, отдать плоды. Мужик, не смея отказать нечистому, пускается на хитрость — когда пришла пора отдавать урожай, он отрезал себе тестикулы и выдал их за ягоды. Так-то удалось мужику обдурить беса — этим-то ноу-хау и хотели, видимо, воспользоваться скопцы, желая обмануть государство.

Свеклу и картошку залить квасом. Посолить.

Русские сектанты, включая и толстовцев, вовсе не пьют и много работают — более или менее общее место в литературе о русском религиозном диссидентстве. Сектантское трудолюбие — предмет отдельного разговора, однако о трезвости большинства русских раскольников можно говорить уверенно: водке и пиву предпочитали квас и чай. Мотивации могли быть разные — кто-то, ожидая светопреставления, наотмашь отрицал деревенскую праздничную культуру, кто-то заботился о том, чтобы разум оставался незамутненным на пути к земному раю.

Квас — главный наравне с чаем безалкогольный русский напиток и, в отличие от чая, «автохтонный» для Русской равнины. Согласно данным исторической лингвистики квас изначально был напитком хмельным — в старословацком языке слово «kvas» обозначает «пир» или «угощение». В обозримом прошлом, однако, квас вовсе не рассматривался как атрибут хмельного гуляния — это место уверенно заняли пиво и водка.

Нарезать 400 г огурцов без кожуры, четыре вареных яйца, укроп и зеленый лук. Добавить сметану.

В оригинальный, аскетичный толстовский свекольник для бедняцких столовых ни огурцы, ни яйца, ни редис не входят. Мы оставляем на усмотрение читателя — отклоняться или нет от первоначального рецепта.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх