На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Четыре вкуса

309 470 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елизавета Иванова
    Там не было ни баклажан,ни помидор, был чудесный соус, рецепт которого держался в секрете, у меня там работала знаком...Баранина с клецка...
  • Елизавета Иванова
    Рецепт не имеет ничего общего с горшочками из "Шайбы"Баранина с клецка...
  • Елена Шамрина
    Непонятно сколько минут варить пельмени с медвежатиной ?Пельмени "АЙГЫМ" ...

История парадной трапезы

Гурманы утверждают, что подача блюда так же важна, как его вкус. Об исторических корнях этого постулата высокой кулинарии рассказывает Сергей Ходнев.

Князь Александр Куракин, русский посол в ­Париже в пору между Тильзитом и Бородином, умел и любил пускать пыль в глаза. ­Когда во время одного посольского бала случился пожар, князь выжил только ­благодаря тому, что его наряд был густо расшит золотом, жемчугами и бриллиантами — так густо, что оказался почти огнеупорным. Принято считать, что это Куракин покусился на фундаментальную скрепу аристократического быта всей Европы: ввел в моду новаторскую систему подачи блюд, которую назвали service à la russe. Это, собственно, тот принцип парадной трапезы, к которому все мы с тех пор так привыкли, что ничего другого себе и не представляем. Блюда приносят и предлагают гостям по очереди: вот пулярка с трюфелями (вар.: котлеты с макаронами), пожалуйте; вот артишоки с соусом беарнез (вар.: капустные зразы), не угодно ли?

А раньше была французская подача, service à la française. Всюду: от Лиссабона до Петербурга, от Стокгольма до Палермо. Идея ее как будто бы проще пареной репы: все, что есть в печи, на стол мечи — все блюда выставляются на стол одновременно. Если обед по-настоящему большой и торжественный, то раблезианскую вереницу яств все-таки разбивали, словно высокопарную барочную оперу, на три “акта” — перемены. Супы и разнообразные закуски; жаркое, рыба, гарниры и опять-таки закуски; наконец фрукты и сладости. Принцип один: на столе должно быть тесно. Обеды длились часами, дворцовые кухни с их чадом и пожароопасностью располагались отнюдь не в двух шагах от столовых, так что еда, должно быть, остывала немилосердно. Но парадная трапеза до начала XIX века — она вообще не про здоровое и рациональное питание, у нее были совсем другие задачи.

“Банкет в палаццо Нани, данный в честь Климента-Августа, курфюрста-архиепископа Кёльнского, 9 сентября 1775 года”. Пьетро Лонги, 1775.

Банкеты в честь коронаций и династических свадеб документировались так же педантично, как сами государственные церемонии. Благодаря этому, собственно, мы можем представить, как это выглядело — и как тщательно продумывалось с визуальной точки зрения. Видно, например, что план расстановки блюд прорабатывали с какой-то без пяти минут градостроительной тщательностью; фазана сюда, паштеты туда, перепела вот здесь, вот тут омары, и всюду еще нужно учитывать размер и форму блюда (круглое, овальное, прямоугольное), чтобы вид стола производил благодаря этому паттерну, изобильному, но геометрически точному, примерно такое же впечатление, что и грандиозная упорядоченность французского дворцового парка. Да они иногда и впрямую имитировали парк, эти пиршественные столы времен “старого режима”. Зелень из цветного шелка, клумбы и боскеты из живых цветов, пруды из зеркал, дорожки из сахара и конфет, статуи и павильоны из сахарной массы, сливочного масла, льда, марципана или теста. Наконец, были и обелиски, поскольку какой же генплан без вертикальной доминанты: фрукты, ягоды, конфеты и пирожные старались выкладывать пирамидками. Иногда в специально для этой цели изготовленной многоярусной вазе, иногда — в тарелочках, громоздящихся на ветвистой подставке-этажерке (красиво, да не всегда устойчиво: ­мадам де Севинье, рассказавшая нам о судьбе Вателя, описывает, как во время одного обеда такую пирамиду опроки­нули и “грохот заглушил скрипки, гобои и трубы”).

К 1750-м, правда, все это эфемерное украшательство стало выходить из моды, потому что на смену ему пришли фарфоровые сервизы во всеоружии статуй, аллегорических композиций и прочих храмов Славы. Но сама еда для особых случаев по-прежнему мыслилась не то как произведение декоративно-прикладного искусства, не то как диковина из кунсткамеры. Фаршированный кролик, препарированный и запеченный таким образом, чтобы правдоподобно изображать дельфина, — как вам? А корабль из запеченного в форме рубленого мяса, начиненный мелкой птицей, обшитый полосками жареной телятины и украшенный снастями из печений, колбасок, петушиных гребешков, фуа-гра и ветчины? (Реальные рецепты, между ­прочим.) Куракин, наверно, думал, что отменить всю эту обжорную декоративность — его случайная личная прихоть. Наивно, князь; как было уцелеть тем боскетам и петушиным гребешкам в ситуации, когда мир перевернулся, когда сначала Марии Антуанетте отрубили голову, а потом ее внучатая племянница стала женой “корсиканского чудовища”? И главное, когда вместо излишеств барокко и рококо в моде воинственная простота ампира. Кулинария и дизайн, гастрономия и эстетика всегда идут рука об руку. И мишленовские повара, выкладывающие на тарелках лакомый гибрид какого-нибудь полотна Ротко и инсталляции Аниша Капура, — такое же тому свидетельство, как и покойный Ватель.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх